Музыка, балет, театр, кинематограф | RealEdu.ru

Реклама на сайте

Музыка, балет, театр, кинематограф


Начало XX в. стало временем творческою взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Значительного расцвета достигла и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов — Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время появились и новые веяния. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов — А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры Серебряного века стало новаторство в театральных постановках. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров — К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. К. Станиславский — основатель психологической актерской школы — считал, что будущее театра — в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерскою перевоплощения В Мейерхольд отдавал предпочтение театральной условности, обобщенности, использовал элементы народного балагана и театра масок. Е. Вахтангов ставил выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Появился интерес к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

Начало XX в. — время зарождения нового вида искусства — кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров.

В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами. Мировую известность получили режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др.

Несомненный заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры — непременного атрибута буржуазного общества.

Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. В то же время новые направления в искусстве провозглашали уход от реальной жизни в сферу чистого искусства. Несмотря на несомненный интерес к народным культурным традициям, высокие достижения культуры оставались недоступными широким слоям народа.



Методические пособия

  • РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.
  • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1894 — 1904 ГГ
  • СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX В
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
  • ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  • РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА
  • РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАРАСТАНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
  • ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
  • СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: БЕЛЫЕ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ
  • МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ
  • НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  • РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В 20-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • УХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 30-Е ГГ.
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
  • СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1942 Г. И ПЕРВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА
  • СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
  • КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ
  • СССР НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • ЭКОНОМИКА СССР В 1953 — 1964 ГГ.
  • ОТТЕПЕЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОЛИТИКА МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ: УСПЕХИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • КОНСЕРВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  • ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.
  • ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ: НАДЕЖДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  • РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ, ИТОГИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1985 — 1991 ГГ.
  • ПОЛИТИКА «ГЛАСНОСТИ»: ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗДЕРЖКИ
  • ДИАЛЕКТИКА НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
  • У ИСТОКОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  • РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА НА ПУТИ К РЫНКУ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 90-Е ГГ. XX В
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX В
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
  • СТРАНЫ СНГ И БАЛТИИ В 90-Е ГГ. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
  • РОССИЯ НА ПОРОГЕ XXI В.