Начало «нового» искусства | RealEdu.ru

Реклама на сайте

Начало «нового» искусства


В области художественной культуры набирали силу новые тенденции и явления. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству рабочих. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Одной из самых знаменитых был 1-й Рабочий театр. В нем начинали свое творчество будущие светила советского искусства: режиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др.

В идеологии Пролеткульта существовали сильные левые тенденции. Проповедуя идею «чистой» пролетарской культуры, они призывали выбрасывать «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.

В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось не заслуживающим внимания.

В 20-е гг. стали издаваться произведения писателей нового поколения, участников революции и Гражданской войны. Во многих из них не только воспевалась революционная романтика, но и исследовались сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. Серафимовича («Железный поток»), К. Тренева («Любовь Яровая»), М. Шолохова («Донские рассказы»), Д. Фурманова («Чапаев»),

A. Фадеева («Разгром»), А. Веселого («Россия, кровью умытая») вошли в золотой фонд русской литературы. Литература с помощью таких произведений становилась более доступной для понимания широких слоев населения.

В этот же период во всю свою мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина, а его творческая и личная судьба стали отражением противоречий, характерных для революционной эпохи.

Нэп выдвинул на первый план в литературе сатиру. Она обнажала противоречия своего времени, которые меняли, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами B. Маяковского «Клоп», «Баня».

Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда»), Д. Мо-ор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»).

Особое место в плакате тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала В. Маяковскому, который проявил здесь талант не только поэта и публициста, но и художника.

В это же время в изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). В своей декларации «ахрровцы» объявили, что гражданским долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».

Примерами такого стиля являются картины И. Бродского («Ленин и манифестация»), М. Грекова («Тачанка»), Е. Чепцова («Заседание сельской ячейки»).

Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год». Скульптор А. Матвеев создал известную композицию «Октябрь». В портретной скульптуре продолжала работать А. Голубкина.

Масса замыслов была у архитекторов Они разрабатывали гигантские планы строительства невиданных городов будущего. В стилевом отношении у них преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала», заложившее основы современного индустриального дизайна.

Продолжал развиваться кинематограф. В 20-е гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.

До середины 20-х гг. культура развивалась в условиях относительного идеологического плюрализма, рожденного могучей волной культуры начала XX в. С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКХ1(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она положила начало партийному диктату в области художественного творчества. Выступая на совещании с интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии». Началось свертывание художественного разномыслия.



Методические пособия

  • РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.
  • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1894 — 1904 ГГ
  • СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX В
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
  • ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  • РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА
  • РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАРАСТАНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
  • ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
  • СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: БЕЛЫЕ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ
  • МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ
  • НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  • РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В 20-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • УХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 30-Е ГГ.
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
  • СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1942 Г. И ПЕРВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА
  • СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
  • КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ
  • СССР НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • ЭКОНОМИКА СССР В 1953 — 1964 ГГ.
  • ОТТЕПЕЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОЛИТИКА МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ: УСПЕХИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • КОНСЕРВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  • ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.
  • ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ: НАДЕЖДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  • РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ, ИТОГИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1985 — 1991 ГГ.
  • ПОЛИТИКА «ГЛАСНОСТИ»: ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗДЕРЖКИ
  • ДИАЛЕКТИКА НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
  • У ИСТОКОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  • РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА НА ПУТИ К РЫНКУ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 90-Е ГГ. XX В
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX В
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
  • СТРАНЫ СНГ И БАЛТИИ В 90-Е ГГ. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
  • РОССИЯ НА ПОРОГЕ XXI В.