Социалистический реализм. Советский кинематограф | RealEdu.ru

Реклама на сайте

Социалистический реализм. Советский кинематограф


В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.

В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк).

В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.



Методические пособия

  • РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.
  • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1894 — 1904 ГГ
  • СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX В
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
  • ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  • РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА
  • РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАРАСТАНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
  • ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
  • СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: БЕЛЫЕ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ
  • МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ
  • НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  • РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В 20-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • УХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 30-Е ГГ.
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
  • СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1942 Г. И ПЕРВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА
  • СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
  • КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ
  • СССР НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • ЭКОНОМИКА СССР В 1953 — 1964 ГГ.
  • ОТТЕПЕЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОЛИТИКА МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ: УСПЕХИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • КОНСЕРВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  • ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.
  • ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ: НАДЕЖДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  • РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ, ИТОГИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1985 — 1991 ГГ.
  • ПОЛИТИКА «ГЛАСНОСТИ»: ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗДЕРЖКИ
  • ДИАЛЕКТИКА НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
  • У ИСТОКОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  • РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА НА ПУТИ К РЫНКУ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 90-Е ГГ. XX В
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX В
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
  • СТРАНЫ СНГ И БАЛТИИ В 90-Е ГГ. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
  • РОССИЯ НА ПОРОГЕ XXI В.