Преодоление сталинизма в литературе и искусстве | RealEdu.ru

Реклама на сайте

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве


Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни общества. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Еще до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в «Новом мире» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», где он поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отходили от лакировки реальной жизни людей. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др.

В то же время в ответ на призывы в среде интеллигенции отменить и другие постановления 40-х гг. по идеологическим вопросам заявлялось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение». Это свидетельствовало о том, что политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы. Говоря о них на одной из встреч с литераторами, Хрущев заявил, что достигнутое в последние годы «вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека... Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить... ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для многих людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, основанным на новом курсе советского руководства.



Методические пособия

  • РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.
  • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1894 — 1904 ГГ
  • СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX В
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
  • ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  • РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА
  • РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАРАСТАНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
  • ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
  • СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: БЕЛЫЕ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ
  • МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ
  • НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  • РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В 20-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • УХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 30-Е ГГ.
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
  • СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1942 Г. И ПЕРВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА
  • СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
  • КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ
  • СССР НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • ЭКОНОМИКА СССР В 1953 — 1964 ГГ.
  • ОТТЕПЕЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОЛИТИКА МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ: УСПЕХИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • КОНСЕРВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  • ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.
  • ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ: НАДЕЖДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  • РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ, ИТОГИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1985 — 1991 ГГ.
  • ПОЛИТИКА «ГЛАСНОСТИ»: ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗДЕРЖКИ
  • ДИАЛЕКТИКА НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
  • У ИСТОКОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  • РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА НА ПУТИ К РЫНКУ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 90-Е ГГ. XX В
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX В
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
  • СТРАНЫ СНГ И БАЛТИИ В 90-Е ГГ. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
  • РОССИЯ НА ПОРОГЕ XXI В.