Противоречия в развитии художественной культуры | RealEdu.ru

Реклама на сайте

Противоречия в развитии художественной культуры


Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Эта позиция прозвучала и в Отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях на том же съезде руководителей региональных партийных организаций прозвучало требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество, тенденциозно искажают отдельные этапы жизни советского общества». В качестве примера была названа повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика. В произведениях, посвященных этим проблемам, все завершалось благополучно после вмешательства партийных руководителей, а недостатки списывались на происки врагов или издержки воспитания.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.

Во второй половине 60-х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Значительно возросла и роль цензурного пресса. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали «ждановские» оценки отдельных произведений и их авторов, обвинявшихся в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.

Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.

Объективно противостояли идеологии застоя представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б. Васильев, Ю. Трифонов.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.

Специфической чертой культуры 60 — 70-х гг. была так называемая магнитофонная революция. Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты

A. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества. Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.



Методические пособия

  • РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.
  • ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1894 — 1904 ГГ
  • СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX В
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
  • ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  • РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА
  • РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • НАРАСТАНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
  • ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
  • СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: БЕЛЫЕ
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ
  • МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ
  • НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  • РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В 20-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • УХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В 30-Е ГГ.
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 30-Е ГГ.
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
  • СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НЕМЕЦКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1942 Г. И ПЕРВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА
  • СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
  • КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ
  • СССР НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  • ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • ЭКОНОМИКА СССР В 1953 — 1964 ГГ.
  • ОТТЕПЕЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОЛИТИКА МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ: УСПЕХИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • КОНСЕРВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  • ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.
  • ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ: НАДЕЖДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  • РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ, ИТОГИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1985 — 1991 ГГ.
  • ПОЛИТИКА «ГЛАСНОСТИ»: ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗДЕРЖКИ
  • ДИАЛЕКТИКА НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
  • У ИСТОКОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  • РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА НА ПУТИ К РЫНКУ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В 90-Е ГГ. XX В
  • ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX В
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
  • СТРАНЫ СНГ И БАЛТИИ В 90-Е ГГ. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
  • РОССИЯ НА ПОРОГЕ XXI В.